15 мар. 2018 г.

Консультация для родителей

Словесные игры для развития лексико- грамматического строя речи детей

       Все родители мечтают о том, чтобы их дети  добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.
      Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

      Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и  третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и  чтения, нарушение памяти, низкую  концентрацию внимания, нарушение словесно- логического мышления.
      Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с  первых  дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
      Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не  сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.
      К 4-м годам у детей  впервые  отмечается пристрастие к  играм в слова.  Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно  благодаря словесным играм  происходит  становление культуры речи и общения. Игра- это  основной  вид  деятельности   дошкольников.   Играя,    ребёнок   обогащает свой  словарный  запас,  расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
      Играя с ребёнком,  будьте  дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная  игра,  в  которой  он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при  неудачах.  Если  задание  кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать  верный  вариант  из  предложенных  Вами.  Ни  в  коем  случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.
      Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры  можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче,  перед сном  и т.д.

1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Красный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.

3. Скороговорки  необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.

4.«Общие слова».
1-й вариант. Ребёнок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, берёза, клён – это…

5.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

6. «Посчитай». Считаем всё, что  можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. 
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок   и т.д.

7.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север - … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий - …, маленький- …, богатый -… и т.п.
Наречия: далеко -…, высоко- …

8. «Подбери слово»
Ребёнку предлагается  подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

9. «Большой - маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие  и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

10. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

11. «Назови, какой…». 
Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

12. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Например: « Кого в лесу  больше: ёлок  или деревьев?»

13. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

14. «Расскажи стихотворение». Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.


15. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.


12 комментариев:

  1. Консультация очень актуальна для нашего времени и полезна для молодых родителей. Мне понравилось то что есть сразу практические упражнения для дразвития речи детей. Большое спасибо!


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Валерьевна!
      Меня тоже это привлекло. В некоторые игры начали играть в группе, детям нравится. Важно и то, что данные игры не требуют определенной и долгой подготовки. Любой родитель, без труда, может в них играть со своим ребенком.

      Удалить
  2. Екатерина Рамазановна, спасибо за интересные и полезные игры!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анжелика Григорьевна, спасибо за Ваш отзыв! Рада, что советы оказались полезными!

      Удалить
  3. От наших коллег спасибо вам, Екатерина Рамазановна. Нет ничего лучше, чем практический материал, который могут применять и педагоги и родители.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Тамара Степановна, спасибо! Материал универсальный, чем и привлек к себе внимание. Данные игры, как раз, учат ребят подбирать ответы самостоятельно, задействуя психические процессы.

      Удалить
  4. Спасибо большое за интересную и полезную информацию.Я много интересного и нового для себя усвоила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, Элина Дмитриевна! Практические Рекомендации, как раз, для нашей возрастной группы)Рада, что материал оказался полезным!

      Удалить
  5. спасибо за практический материал, обязательно воспользуюсь.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте,Екатерина Рамазановна. Спасибо вам за интересный и полезный материал. Мне все очень понравилось и обязательно буду пользоваться вашим материалом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Владимировна! Спасибо за отзыв!

      Удалить