12 апр. 2018 г.

Консультация для родителей

«Что такое дисциплина и для чего она нужна»

Мы все родом из детства. За долгий срок от рождения до 3-4 лет у ребенка формируются зачатки личности, характера. Начинает формироваться  отношение ко взрослым, к сверстникам, к более старшим детям.
Приходя в сад в 3 года,  ребенок уже имеет свои привычки, свои способы взаимодействия с окружающими.

В детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.

В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово "дисциплина" у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной  муштрой», принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом "дисциплина" всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

Слово "дисциплина" имеет несколько значений. Одни под дисциплиной понимают собрание правил поведения. Другие называют дисциплиной уже сложившиеся положительные привычки человека. Третьи видят в дисциплине только послушание. Все эти отдельные мнения в большей или меньшей степени приближаются к истине, но для правильной работы воспитателя необходимо иметь более точное представление о самом понятии "дисциплина". Дисциплина создаётся не отдельными дисциплинарными мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети. В таком понимании дисциплина есть не причина, не метод, не способ правильного воспитания, а результат его . Правильная дисциплина - это тот хороший конец, к которому должен стремиться взрослый (родители, воспитатели) всеми своими силами и при помощи всех средств, имеющихся в его распоряжении.

Если дисциплина есть результат, то что же является средством? Средством является режим .
В детском саду существует режим. Лист с режимом  расположен в приемной на стенде информации для родителей. Там обозначены все моменты из жизни ребенка в детском саду.

Для того, чтобы успевать полноценно развиваться и заниматься интересными вещами - необходимо элементарно услышать воспитателя, увидеть те визуальные и звуковые сигналы, которые он подает.  Когда воспитатель достигает тишины, тогда внимание детей сосредотачивается на  определенном объекте и начинается образовательный процесс. Не нужно удивляться, что дети сидят на стульчиках. Это необходимо, чтобы с концентрировать их внимание и добиться тишины.

Большое внимание нужно уделять вопросам движения. Некоторые родители и вообще взрослые думают, что детям необходимо бегать, кричать, вообще буйно проявлять свою энергию. Необходимо воспитывать у детей привычку к целесообразному движению, к умению тормозить его, когда нужно. Это называется саморегуляция. Во всяком случае в группе  не нужно допускать ни беспорядочного бега, ни прыжков. Для этого есть площадка во дворе.  Если  проходит подвижная игра, то допустим легкий бег и небольшие перемещения в помещении группы под наблюдением воспитателя. Точно также необходимо приучать детей к умению сдерживать свои голоса: крик, визг, громкий плач - всё это явления одного порядка: они свидетельствуют больше о нездоровых нервах ребёнка, чем о какой-либо действительной потребности.

Главная цель режима - накопление правильного дисциплинированного опыта.
Дисциплина - это обучение правильному поведению.

Установление правил
Постоянная дисциплина не означает простого установления правил после того, как ребёнок сделал что-то недозволенное. Она предполагает воспитание у ребёнка чувства ответственности. Правила должны быть изложены чётко и определённо. Например: "Все должны мыть руки пред едой".

Правила надо последовательно проводить в жизнь. Если ребёнок знает, что ему положено руки мыть всегда, он безоговорочно подчиняется. Если он знает, что садиться за стол с чистыми руками можно не всегда, то будет стараться нарушить это правило каждый раз. Он пытается сам решить, в каком случае можно мыть руки, а в каком - необязательно.

Правила нужно объяснять: "Все моют руки перед едой, чтобы в организм не попали микробы". У родителей обычно есть веские причины для установления тех или иных правил. четырёхлетние дети уже начинают воспринимать разумные доводы. Это прекрасное время, когда родители могут что-то объяснить ребёнку. Он будет следовать правилам сознательно, а не по принуждению.

Правила должны быть выполнимыми и разумными по количеству.Главное - его безопасность и уважение им прав других людей. Можно спокойно игнорировать незначительные, неопасные отклонения в его поведении, например, нытьё и хвастовство. Как только ребёнок поймёт, что таким поведением он не привлечёт внимания, он прекратит это делать.

Очень важно часто хвалить ребёнка. Похвала - это способ передачи ему ваших ожиданий. Похвала развивает у ребёнка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребёнок легче переносит замечания. Он понимает, что они касаются его поведения, а не его лично.
Нельзя навешивать ярлыки: ты плохой мальчик, ты непослушная девочка.  Нужно говорить- ты такая хорошая девочка, а ведешь себя сейчас не очень хорошо. И т.д.

Родители должны следить за своим поведением и показывать ребёнку хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение родителей.


Дети не только наше счастье, но и наше будущее...

2 комментария:

  1. Екатерина Рамазановна, очень важную тему Вы затронули в сообщении! Саморегуляция - важный навык, который необходимо развивать, а начинать нужно вот с такого нежного возраста.

    ОтветитьУдалить