9/17/2018

Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни


  
Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье 
 это важнейший труд. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера
в свои силы.
                                              В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст - это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук и ног, исчезают лишние движения, которые ребенок делал раньше. В этом возрасте дети овладевают, всеми видами основных движений таких, как ходьба, бег, лазание, метание, бросание, прыжки.

Возраст от 5 до 7 лет - наиболее благоприятный период формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой выработки у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью, является у него потребности в здоровом образе жизни.                                  

Осуществление оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников будет эффективным если:
- у дошкольников сформированы знания об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности;
- педагоги в доступной форме доносят иформацию дошкольникам об основах здорового образа жизни и формируют на этой базе эмоционально-положительное отношения к данному процессу;
- организовано сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного взаимодействия.

В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. 
Эффективной системой оздоровительной работы с детьми является комплексное решение как медико-оздоровительных, так и психолого- педагогических задач, что достигается сочетанием лечебно-профилактического, физкультурного и образовательного направлений в следующих организационных формах:

- регулирование двигательной активности;
- овладение основами гигиенической культуры;
- профилактика заболеваний и травматизма, соблюдение мер безопасности;
- формирование элементарных знаний о человеческом организме.

Учитывая возрастные особенности детей, работа по их оздоровлению подразделяется на три этапа:

1 этап - двигательная активность и физическое развитие детей;
2 этап - основы безопасности жизни и здоровья детей; 
3 этап - валеология и здоровье детей. 
На данных этапах оздоровительной работы с детьми решаются следующие задачи: 

Оздоровительные:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- формировать правильную осанку и развивать все группы мышц;
- содействовать профилактике плоскостопия.

Образовательные:
- развивать двигательные способности детей и физические качества;
- формировать умения и навыки правильного выполнения движений.

Воспитательные:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физкультурой и самостоятельной двигательной деятельности;
- воспитывать чувство уверенности в себе.

В целях повышения безопасности детей необходимо дать им знания и навыки поведения на дорогах, в транспорте, обучить их адекватным действиям при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций. Говоря о здоровье детей, его сохранении и укреплении, педагоги и медицинские работники часто забывают о том, как важно научить ребенка самому беречь свое здоровье. Быть здоровым, в понимании детей среднего дошкольного возраста, значит «не болеть». Что значит чувствовать себя здоровым и быть здоровым, они объяснить еще не могут. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее большинство (78% из 20 опрошенных в группе детей) отвечают: нужно не простужаться, не есть мороженного, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов следует, что дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды. 
                                                                                                                         
Для реализации вышеизложенных целей необходимо:
- дать детям систему знаний об общепринятых человеком нормах поведения;
- помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, транспорте;
- развивать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение;
- развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, обогащать словарь;
- проводить мониторинг результатов работы;
- учить детей нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
        
Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.                                                                    
Формирование отношения к здоровью как величайшей ценности жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Наличие этой потребности позволяет решать важнейшие психологическую и социальную задачи - становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
    
В оздоровительную работу по валеологическому  (наука о здоровье) воспитанию включены направления:
- ознакомление детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, доступных для изучения и наблюдения;
- ознакомление детей с основами первой помощи при травмах;
- закрепление знаний безопасности поведения в различных ситуациях;
- приобретение навыков ухода за органами тела;
- приобретение навыков сохранения и укрепления осанки;
- приобретение навыков здорового питания.



Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее идет его развитие. Кроме того, ребенок может осуществлять непрерывную деятельность в течение 12 - 15 минут, после чего необходим отдых или смена деятельности. А вынужденную статическую позу ребенок старшего возраста может сохранять в течение 3 - 4 минут, после чего необходима ее смена. Исходя из этого, проводя учебные занятия, важно организовать детей так, чтобы их динамическая поза во время занятия менялась на всем его протяжении - дети сидят за столом, полукругом на стульях, на ковре и т.д. Также во время занятий необходимы разнообразные формы организации - дети работают в паре, индивидуально и коллективно. Кроме того, учитывая небольшую протяженность непрерывной деятельности детей, во время занятий проводятся физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме занятия. 


Ежедневная организация пальчиковых игр позволяет удовлетворить потребность в движении не только крупных мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх предлагайте детям выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, платочками и т.д. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
Таким образом, забота об удовлетворении двигательной активности во время занятий и в свободной деятельности – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта ребенка.




6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Катерина Рамазановна! Спасибо за сообщение. Думаю, родителям будет очень интересна Ваша информация.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анжела Мингливарисовна! Спасибо за Ваш отзыв! Очень приятно, когда публикуемая информация оказывается интересной и важной. Надеюсь, что для кого-то так и будет)

      Удалить
  2. Спасибо Вам за интерессную и познавательную статью.Много нового я подчеркнула для себя в физическом развитии ребенка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана Алексеевна! Для меня тоже эта информация стала познавательной. Даже и не задумывалась раньше, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности. Еще одно доказательство того, что все в работе нашего организма гармонично взаимосвязано.

      Удалить
  3. здравствуйте,Екатерина Рамазановна. Тема здоровья очень актуальна. Многие родители заблуждаются, когда думают, что уберегут свое чадо, если будут меньше появляться в людных местах, потеплее его укутывать. А если и заболел, то таблетки, микстуры сделают свое дело. А того хуже, когда начинают давать детям антибиотики для быстрого всевдовыздоровления. А здоровье кроется вот где, в здоровом образе жизни. Бегай, прыгай, закаляйся, мой чаще руки, чисти зубки, не ешь вредную пищу....и будешь здоров. Надеюсь, что родители задумаются о сказанном.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара Степановна, добрый вечер! Спасибо за отзыв!
      На родительском собрании, мы с Татьяной Николаевной, затрагивали эту тему.
      Хорошо, что есть грамотные родители, которые перед применением того или иного препарата тщательно узнают о его характеристике.
      А ребята наши - молодцы. Все лучше и лучше кушают овощи и рыбу (в младшей группе это было проблематично). Они знают, что в этих продуктах много витаминов и пользы для нашего организма. И физические упражнения, конечно, очень любят)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...