11/16/2020

Консультация для родителей

«Правовое воспитание дошкольников»



Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. 

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития.


«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.


Право – это совокупность, устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей, в 

обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. 


К основным международным документам, касающимся прав детей, 

относятся: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, 

местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.



В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и 

образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание уделяется защите ребенка. Указывается, что ребенок должен 

своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Жестокое обращение с детьми

включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), 

педагогами, представителями органов правопорядка. 


Различают 4 формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.


Декларация является основой для Конвенции о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в 

возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей. 


Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, 

пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

В Конвенции выдвинуты требования к образовательному процессу (статья 29):

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает; 

г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами; 

д) воспитание уважения к окружающей природе.

Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм 

нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации.



Этапы правового воспитания детей:


1 этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам 

поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные 

отношения со сверстниками и взрослыми людьми.


2 этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по 

развитию коммуникативных способностей детей; формирование 

нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои 

поступки, как положительные, так и отрицательные.


3 этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-

правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».


Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания следующие группы прав:


1. Права ребенка на существование (право на жизнь, 

медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу 

родителей).

2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в 

соответствии с возрастом и индивидуальными способностями, право на отдых, досуг).

3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).


Правовое воспитание в дошкольном учреждении нацелено на реализацию следующих задач


- Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.


- Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.


- Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.


- Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.


- Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру. В дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.


Далее предлагаю Вашему вниманию игры по правовому воспитанию. Они будут полезны и родителям и педагогам.




Игры по правовому воспитанию


Игра помогает познать дошкольнику окружающий социальный мир, овладеть навыками правового общения и поведения, наработать свой личный опыт. Игры данной тематики могут быть различных видов: словесные, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, игры на воображение, подвижные, игры-драматизации, игры-путешествия (например, по глобусу).


Одно из самых простых для ребёнка правовых понятий — это право на имя. На эту тему можно придумать множество словесных игр.

  1. «Назови ласково». Воспитанник называет своё имя, а затем рассказывает, как родители ласково называют его дома. В каждом случае может быть не один, а несколько вариантов. За каждый ответ педагог вручает фишку, и в финале игры подводятся итоги — определяется имя-победитель.
  2. «Позови ласково». Аналогичная игра, только дошкольник должен назвать уменьшительно-ласкательно рядом стоящего ребёнка (таким образом, закрепляется знание права на имя и воспитывается вежливое, уважительное отношение друг к другу).
  3. «Как растёт имя». Вначале воспитатель показывает ребятам свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Иришка — Ира — Ирина — Ирина Петровна). Затем ребята также должны видоизменить своё имя — определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.
  4. «Как зовут моих маму и папу». Передавая друг другу мячик или флажок, дошкольники быстро должны назвать имя и отчество родителей.

Игры на закрепление других прав

  1. «Кто в каком доме живёт» (право на жилище, а также его неприкосновенность). Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, называя животное или насекомое, а дошкольник должен в ответ назвать его жилище (например, пчела — улей, медведь — берлога и т. д.).
  2. «Кто где живёт» (право народов на самоопределение). Педагог называет воспитаннику какую-нибудь страну, а он — её жителей (Франция — французы, Япония — японцы и т. д.).
  3. «Мой домашний адрес» (право на жилище). Ребята по очереди (передавая флажок по кругу) называют свой домашний адрес. Как вариант можно сначала всем назвать только улицу, затем — дом, этаж, номер квартиры.
  4. «Лучше узнаем друг друга» (игровое упражнение помогает дошкольникам осознать индивидуальность и ценность каждого человека, а также осмыслить сходство и различия разных людей). Под музыку малыши свободно двигаются по группе. Когда она затихнет, нужно встать с кем-либо в пару и задать вопрос. Например, «Есть ли у тебя брат или сестра, и как их зовут?», «Твой любимый цвет (блюдо, время года, одежда и т. д.), «Как ты любишь проводить свободное время?» и пр. В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети каждый раз создавали новые пары.
  5. «Я умею» (дошкольники закрепляют понимание права на жизнь, осознают, что она дана человеку на добрые поступки). Стоя в кругу, малыши передают друг другу мячик и рассказывают, какие добрые дела они делают по отношению к своим близким людям (например, помогаю маме убираться по дому, а папе — в гараже).

Важную роль в становлении доброжелательных взаимоотношений дошкольников, осознании ими правовых отношений играет сюжетно-ролевая игра, поскольку она очень близка к реальной жизни. Так, обыгрывая такие сюжеты, как «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», малыши закрепляют знание о том, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь, а также должен сам заботиться о своём здоровье).

Большое воспитательное значение имеет чтение художественной литературы, затрагивающей правовую тематику, в частности, обращение к русским и зарубежным сказкам. Ведь, многие из них ярко демонстрируют, как нарушается то или иное право. Приведём конкретные примеры.

  1. «Кот, лиса и петух». Лисица нарушила право на личную неприкосновенность петушка.
  2. «Заюшкина избушка». Грубое вторжение в личную жизнь, нарушено право на неприкосновенность жилища зайца. Подобную ситуацию можно найти в сказках «Теремок», «Три поросёнка», «Зимовье зверей».
  3. «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок». Нарушение права на жизнь и свободу персонажей.
  4. «Маша и медведь». Ограничение свободы человека, удержание его в неволе.
  5. На примере литературной сказки «Айболит» можно объяснить дошкольникам, что каждый вправе рассчитывать на медицинскую обслуживание и помощь, а в связи со сказкой «Буратино» рассказать дошкольника о праве на образование.

Дошкольный возраст — период, когда начинает складываться мировоззрение ребёнка, его самосознание, отношение к другим людям. И если сделать социальный мир для малыша близким и понятным, это поможет сформировать у него активную жизненную позицию.


Источники: 


https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/pravovoe-vospitanie-doshkolnikov.html


https://www.art-talant.org/publikacii/24667-konsulytaciya-dlya-roditeley-o-pravah-rebenka


https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-pravovoe-vospitanie-detey-1329726.html


https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/12/05/konsultatsiya-dlya-roditeley-pravovoe-vospitanie


Спасибо за внимание!

14 комментариев:

  1. Екатерина, здравствуйте! Спасибо за интересную консультацию!

    ОтветитьУдалить
  2. Екатерина Рамазановна, отличная консультация! Спасибо за вашу работу!

    ОтветитьУдалить
  3. Екатерина Рамазановна, консультация великолепная! Вы очень грамотный педагог!

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья Андреевна, спасибо Вам за такую высокую оценку! Очень приятно 🌼🌼🌼

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый день!Сегодня будем играть в игры по правовому воспитанию! Спасибо за консультацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Как здорово!
      Приятно, что материал пригодился!

      Удалить
  6. Здравствуйте! Очень познавательные консультация📚 Благодарю❤

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!
      Ваши добрые отзывы мотивируют к действиям)

      Удалить
  7. Чудесная,поучительная консультация.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  8. Познавательная консультация, спасибо.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...