20 нояб. 2017 г.

Консультация для родителей

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

«Истоки способностей и
 дарований детей находятся
 на кончиках  их пальцев»
В. Д Сухомлинский

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.  Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей. Она является психологическим орудием.
С помощью речи мы свободно выражаемся, осознаем свои поступки. Если человек страдает речевыми расстройствами, то он становится «рабом зрительного поля». К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.
Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.

Затем, в процессе взросления, ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному. 

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.  
Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, которые можно использовать   в развитии высших психических функций у детей дошкольного возраста.
    
Прежде чем перейти к  основным упражнениям хочу отметить , следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение. Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.
Внимание бывает непроизвольным и произвольным.  С  непроизвольным вниманием человек рождается. Произвольное внимание – формируется из всех других психических функций.  Оно связанно с речевой функцией.
   
Многие родители знакомы с понятием гиперактивностьуетлив , не может сидеть спокойно, бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях, не может играть в тихие игры, отдыхать). Оно состоит из таких компонентов как: невнимательность, импульсивность.
Невнимательность:
-совершение в задании ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях;
-неспособность вслушиваться в обращенную речь;
-организовать свою деятельность;
-избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости;
-потеря предметов, необходимых для выполнения заданий;
-забывчивость в повседневной деятельности;
-отвлекаемость на посторонние стимулы.
Импульсивность:
-выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
-не может дождаться своей очереди на занятиях, в играх.
(из перечисленных ниже признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 мес.)

Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая мотрика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики.  Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!
     
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
     
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.  Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.
Игры с сыпучими материалами (с песком, крупами, бусинками)  -    их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.
Игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
Рисование  карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
Мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
Застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.

     
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.



6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Екатерина! Как этой информации не хватает родителям. В 1 класс приходят дети, с которыми нашему логопеду и психологу приходится работать индивидуально. А в дошкольном возрасте многие проблемы можно было бы решить в семье...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
      Вы правы! Конечно, проблему надо решать по мере ее поступления. Чем дальше откладываешь, тем сложнее будет в последствии.
      Спасибо за Ваш отзыв! Терпения, сил и успехов в работе Вашим коллегам!

      Удалить
  2. О такого рода проблемах знаю из собственного опыта. Но терпение и ежедневные занятия с малышкой помогли нам преодолеть все трудности. Никто ни психолог, ни логопед не заменит ребенку занятия с мамой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Николаевна, здравствуйте!
      Спасибо, что поделились своим опытом! Очень ценные советы!

      Удалить
  3. Екатерина, здравствуйте. Вы просто и доступно раскрыли вопрос о развитии психических процессов у детей. Представленный Вами материал будет полезен для родителей и воспитателей. На своих логопедических занятиях я использую игры задания и упражнения для развития всех психических функций, что позволяет повысить познавательный интерес ребенка к занятиям, активизировать его речевую деятельность, что, в свою очередь, положительно сказывается на результатах нашей работы с детьми. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Васильевна!
      Спасибо! Наши ребята с радостью ходят на Ваши занятия и мы видим результат работы. Речь ребят становится все более понятной)
      Спасибо за Ваш труд!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...