Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста
«Истоки способностей и
дарований детей находятся
на кончиках их пальцев»
В. Д Сухомлинский
Высшие психические функции (ВПФ) – это
специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание,
мышление, восприятие, воображение и речь.
Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи
отведена одна из самых важных ролей. Она является психологическим орудием.
С
помощью речи мы свободно выражаемся, осознаем свои поступки. Если человек
страдает речевыми расстройствами, то он становится «рабом зрительного поля». К
сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея
серьёзные нарушения речи и письма.
Затем, в процессе взросления, ребёнок
постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно
его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития –
это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Следует отметить, что процесс развития
высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё
во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке,
наблюдая за родителями и т.д.
Тем не менее, существуют определённые фазы
в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству.
Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно
«чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка
от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается
наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения
им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только
поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности
человека.
Итак,
поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, которые можно
использовать в развитии высших
психических функций у детей дошкольного возраста.
Прежде чем перейти к основным упражнениям хочу отметить , следует
понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться.
Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и
предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг»,
не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а
«магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете
словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение. Отличным
упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных
сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.
Внимание
бывает непроизвольным и произвольным.
С непроизвольным вниманием
человек рождается. Произвольное внимание – формируется из всех других
психических функций. Оно связанно с
речевой функцией.
Многие родители знакомы с понятием
гиперактивность (суетлив , не может сидеть спокойно, бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях, не может играть в тихие игры, отдыхать). Оно состоит из таких компонентов как: невнимательность, импульсивность.
Невнимательность:
-совершение в задании ошибок, вызванных
невозможностью сосредоточиться на деталях;
-неспособность
вслушиваться в обращенную речь;
-организовать
свою деятельность;
-избегание
нелюбимой работы, требующей усидчивости;
-потеря
предметов, необходимых для выполнения заданий;
-забывчивость
в повседневной деятельности;
-отвлекаемость
на посторонние стимулы.
Импульсивность:
-выкрикивает
ответ, не дослушав вопрос;
-не
может дождаться своей очереди на занятиях, в играх.
Важную
роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка
является сформированная мелкая мотрика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с
такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание,
мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков
мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует
использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые
необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.
Мышление ребенка находится на кончиках
его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи,
мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок
мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень
многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем
лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему
его миру!
Ученые, которые изучают деятельность
детского мозга, психику, отмечают, что уровень развития речи детей
находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук можно
использовать разные игры и упражнения.
Пальчиковые
игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их
единстве и взаимосвязи. Разучивание
текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи,
пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции
и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты;
его речь делается более выразительной.
Оригами
– конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук
у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным
увлечением.
Шнуровка
– это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.
Игры с сыпучими материалами (с песком, крупами, бусинками) - их можно нанизывать на тонкий шнурок или
леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из
одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.
Игры
с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими
материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая,
отщипывая, примазывая и т.д.
Рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски
или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для
того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима,
для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
Мозаика,
пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно
недооценить.
Застёгивание
пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.
Систематическая работа в данном
направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть
приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений,
меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Здравствуйте, Екатерина! Как этой информации не хватает родителям. В 1 класс приходят дети, с которыми нашему логопеду и психологу приходится работать индивидуально. А в дошкольном возрасте многие проблемы можно было бы решить в семье...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна!
УдалитьВы правы! Конечно, проблему надо решать по мере ее поступления. Чем дальше откладываешь, тем сложнее будет в последствии.
Спасибо за Ваш отзыв! Терпения, сил и успехов в работе Вашим коллегам!
О такого рода проблемах знаю из собственного опыта. Но терпение и ежедневные занятия с малышкой помогли нам преодолеть все трудности. Никто ни психолог, ни логопед не заменит ребенку занятия с мамой.
ОтветитьУдалитьИрина Николаевна, здравствуйте!
УдалитьСпасибо, что поделились своим опытом! Очень ценные советы!
Екатерина, здравствуйте. Вы просто и доступно раскрыли вопрос о развитии психических процессов у детей. Представленный Вами материал будет полезен для родителей и воспитателей. На своих логопедических занятиях я использую игры задания и упражнения для развития всех психических функций, что позволяет повысить познавательный интерес ребенка к занятиям, активизировать его речевую деятельность, что, в свою очередь, положительно сказывается на результатах нашей работы с детьми. Спасибо.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Антонина Васильевна!
УдалитьСпасибо! Наши ребята с радостью ходят на Ваши занятия и мы видим результат работы. Речь ребят становится все более понятной)
Спасибо за Ваш труд!