«Что такое дисциплина и для чего она нужна»
Мы все родом из детства. За долгий срок от рождения до 3-4 лет у ребенка формируются зачатки личности, характера. Начинает формироваться отношение ко взрослым, к сверстникам, к более старшим детям.
Приходя
в сад в 3 года, ребенок уже имеет свои
привычки, свои способы взаимодействия с окружающими.
В
детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со
взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются
единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт
общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать
трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что
помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а
иногда и просто подчиняться.
В
детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится
соблюдать их. Слово "дисциплина" у многих из нас вызывает достаточно
негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной муштрой», принятой и в садиках, и в школах
советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом
"дисциплина" всего-навсего умение придерживаться необходимых правил
человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.
Слово
"дисциплина" имеет несколько значений. Одни под дисциплиной понимают
собрание правил поведения. Другие называют дисциплиной уже сложившиеся
положительные привычки человека. Третьи видят в дисциплине только послушание.
Все эти отдельные мнения в большей или меньшей степени приближаются к истине,
но для правильной работы воспитателя необходимо иметь более точное представление
о самом понятии "дисциплина". Дисциплина создаётся не отдельными
дисциплинарными мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни,
всеми влияниями, которым подвергаются дети. В таком понимании дисциплина есть
не причина, не метод, не способ правильного воспитания, а результат его .
Правильная дисциплина - это тот хороший конец, к которому должен стремиться
взрослый (родители, воспитатели) всеми своими силами и при помощи всех средств,
имеющихся в его распоряжении.
Если
дисциплина есть результат, то что же является средством? Средством является
режим .
В
детском саду существует режим. Лист с режимом
расположен в приемной на стенде информации для родителей. Там обозначены
все моменты из жизни ребенка в детском саду.
Для
того, чтобы успевать полноценно развиваться и заниматься интересными вещами -
необходимо элементарно услышать воспитателя, увидеть те визуальные и звуковые
сигналы, которые он подает. Когда
воспитатель достигает тишины, тогда внимание детей сосредотачивается на определенном объекте и начинается
образовательный процесс. Не нужно удивляться, что дети сидят на стульчиках. Это
необходимо, чтобы с концентрировать их внимание и добиться тишины.
Большое
внимание нужно уделять вопросам движения. Некоторые родители и вообще взрослые
думают, что детям необходимо бегать, кричать, вообще буйно проявлять свою
энергию. Необходимо воспитывать у детей привычку к целесообразному движению, к
умению тормозить его, когда нужно. Это называется саморегуляция. Во всяком
случае в группе не нужно допускать ни
беспорядочного бега, ни прыжков. Для этого есть площадка во дворе. Если
проходит подвижная игра, то допустим легкий бег и небольшие перемещения
в помещении группы под наблюдением воспитателя. Точно также необходимо приучать
детей к умению сдерживать свои голоса: крик, визг, громкий плач - всё это
явления одного порядка: они свидетельствуют больше о нездоровых нервах ребёнка,
чем о какой-либо действительной потребности.
Главная
цель режима - накопление правильного дисциплинированного опыта.
Дисциплина
- это обучение правильному поведению.
Установление
правил
Постоянная
дисциплина не означает простого установления правил после того, как ребёнок
сделал что-то недозволенное. Она предполагает воспитание у ребёнка чувства
ответственности. Правила должны быть изложены чётко и определённо. Например:
"Все должны мыть руки пред едой".
Правила
надо последовательно проводить в жизнь. Если ребёнок знает, что ему положено
руки мыть всегда, он безоговорочно подчиняется. Если он знает, что садиться за
стол с чистыми руками можно не всегда, то будет стараться нарушить это правило
каждый раз. Он пытается сам решить, в каком случае можно мыть руки, а в каком -
необязательно.
Правила
нужно объяснять: "Все моют руки перед едой, чтобы в организм не попали
микробы". У родителей обычно есть веские причины для установления тех или иных
правил. четырёхлетние дети уже начинают воспринимать разумные доводы. Это
прекрасное время, когда родители могут что-то объяснить ребёнку. Он будет
следовать правилам сознательно, а не по принуждению.
Правила
должны быть выполнимыми и разумными по количеству.Главное - его
безопасность и уважение им прав других людей. Можно спокойно игнорировать
незначительные, неопасные отклонения в его поведении, например, нытьё и
хвастовство. Как только ребёнок поймёт, что таким поведением он не привлечёт
внимания, он прекратит это делать.
Очень
важно часто хвалить ребёнка. Похвала - это способ передачи ему ваших ожиданий.
Похвала развивает у ребёнка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе
ребёнок легче переносит замечания. Он понимает, что они касаются его поведения,
а не его лично.
Нельзя
навешивать ярлыки: ты плохой мальчик, ты непослушная девочка. Нужно говорить- ты такая хорошая девочка, а
ведешь себя сейчас не очень хорошо. И т.д.
Родители
должны следить за своим поведением и показывать ребёнку хороший пример. Дети
очень наблюдательны и копируют поведение родителей.
Дети
не только наше счастье, но и наше будущее...
Екатерина Рамазановна, очень важную тему Вы затронули в сообщении! Саморегуляция - важный навык, который необходимо развивать, а начинать нужно вот с такого нежного возраста.
ОтветитьУдалитьОльга Анатольевна, спасибо за отзыв!
Удалить