Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет
Детям
исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу. Мы замечаем в их поведении и
деятельности много новых черт, которые проявились в интеллектуальном,
физическом и эмоциональном развитии. Теперь кругозор ребенка расширяется не
только в ходе экспериментирования и наблюдений, но и через рассказ.
Малыш,
благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переходит в новый этап
своей жизни, отличающийся относительным затишьем. Несмотря на это,
расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические,
интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет подскажут, в каком
направлении двигаться, как развивать ребёнка и помогать ему в преодолении
трудностей этого периода.
Психологическое развитие
На данном этапе важную роль играют
психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и
становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и
грамотную линию воспитания.
Стремление к самостоятельности.
Ребёнок этого возраста уже остро не
нуждается в помощи и опеке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается
устанавливать собственные правила.
Этические представления.
Как
утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет
таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать,
выходить из трудных ситуаций в общении.
Творческие способности.
В
4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире
сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем,
главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире
признания.
Страхи.
Безудержность
детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.
Социализация.
Ребёнок
вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в окружающий мир. Для
него становится важным признание со стороны сверстников.
Усложняется игровая деятельность.
Игра
продолжает формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она
становится более многогранной. Игра приобретает сюжетно-ролевую направленность:
дети играют в больницу, магазин, разыгрывают любимые сказки. В процессе они
дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся,помогают, обижаются.
Активная любознательность заставляет
детей задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё
время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный
разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если
вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то
интересоваться.
Дети
этого возраста эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они
очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно
подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них
развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию
полноценной личности.
К
5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом
отличия мальчиков и девочек друг от друга.
Родители,
знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им
помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную
фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами.
Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о
котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет
зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.
Интеллектуальные особенности
Как
мы выяснили, особенности психического развития предполагают активную
любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует
всяческой поддержки со стороны родителей. Если же они в ответ на вопросы крохи
отмахиваются, не обеспечивают ему развивающие игры и полноценные познавательные
беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть
задержка психического развития. Отсюда — нежелание ребёнка впоследствии учиться
в школе. Поэтому стремитесь к развитию у своего малыша следующих навыков:
Математические умения
Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа,
слева, вверху, внизу, спереди.
Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник,
квадрат, прямоугольник.
Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество
с цифрой.
Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной
(от 1 до 5).
Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения,
как поровну, больше, меньше.
Логическое мышление
Тип
мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его
действия носят практический характер. На первое место выступает наглядность. Но
к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в
словесно-логическое.
Увеличивается
объём памяти.
Повышается
устойчивость внимания.
Ребёнок
находит отличия и сходства между картинками, предметами.
Складывает
по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.
Складывает
разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).
Развитие
нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких
(хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная
возрастная особенность.
Вкладывает
недостающие фрагменты полотна, картинок.
Называет
обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.
Подбирает
противоположные слова.
Видит
на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.
Речевое развитие
Использует
тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не
только родители, но и посторонние люди.
Знает
особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части
тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).
Употребляет
множественное число.
Находит
предмет по описанию.
Понимает
значение предлогов.
Знает
профессии.
Поддерживает
беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.
Пересказывает
содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки.
Называет
свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.
Окружающий мир
Различает
овощи, фрукты и ягоды.
Знает
насекомых.
Называет
домашних животных.
Угадывает
времена года по картинкам, знает их приметы
Комментариев нет:
Отправить комментарий