«Растим творческую личность»
Каждый родитель хотел бы воспитать своего ребенка творческой личностью. Но не все понимают, как это сделать. Прежде всего, надо «понимать», что такое творчество.
Детское творчество – это одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Существует:
1. Детское художественное творчество.
2. Детское изобразительное творчество.
3. Детское литературное творчество.
4. Детское техническое творчество.
5. Детское музыкальное творчество.
Основной критерий, отличающий творчество - это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.
Часто родители задают вопрос: «С какого возраста начинать развивать творческие способности ребенка? Как развить в ребенке творческое начало?»
Понятие творчества часто связано с талантом, гениальностью. На этот счёт существует множество теорий и исследований. Можно ли воспитать гения? Пробьётся ли талант, если его никак не развивать? Некоторые считают, что все дети гениальны от рождения, и если не подавлять их способностей, а всячески им помогать, то можно подарить миру нового Леонардо. К сожалению, это не совсем так. Гениальность - понятие очень сложное, многие исследования наоборот говорят о том, что гением нельзя стать, им можно только родиться. А вот таланты есть у каждого человека от рождения. Их можно и нужно развивать. Но здесь появляется другая проблема - часто родители не хотят видеть истинных пристрастий ребёнка, придумывая (совершенно искренне желая ему счастья) за него ему таланты.
Возникает резонный вопрос - что делать?
Для начала рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности.
1. Первая и самая распространенная ошибка – попытка действовать по шаблону. В магазинах продается огромное количество так называемых «наборов для творчества», где ребенку по готовому трафарету предлагается создать поделку. Родители охотно покупают эти наборы, не задумываясь, что они нацелены на развитие исполнительности, усидчивость и аккуратности, а вовсе не на развитие творческого потенциала. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления – уникальность его результата. Следовательно, трафареты не имеют никакого отношения к детскому творчеству. В связи с эти следует избегать игр и игрушек, которые не оставляют ребенку простора для фантазии – например, мозаик и конструкторов, где необходимо складывать фигурки и узоры по образцу или книжек – раскрасок, в которых уже представлены раскрашенные картинки для примера.
2. Вторая ошибка – запреты родителей на попытки малыша творить. Мы боимся грязной одежды, грязного пола, стен, лишней стирки и уборки. Самый легкий способ избежать лишних хлопот – сделать своей мастерской ванную комнату. Потому что ограничения в пространстве помешают ребенку получить настоящее удовольствие от рисования, лепки и т.д.
3. Третья ошибка – нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу.
4. Четвертая ошибка – родители не спешат включаться в творческий процесс детей. А ведь для детей именно родители являются примером для подражания! Не бойтесь пробовать.
Чтобы добиться высоких результатов, необходимо начинать как можно раньше.
С самого раннего детства занимайтесь с ребенком. Не покупайте много игрушек, где нужно делать все по образцу. Пусть малыш развивает фантазию и сам догадается, что нужно делать или придумает новые правила игры.
Наборы для детского творчества – это отличные помощники для родителей.
Рисуйте вместе с ребенком, лепите, делайте поделки из природных материалов, собирайте из конструктора сказочные замки и модели суперсовременных самолетов.
Организуйте дома детский кукольный театр.
Сделайте игрушки сами или пошейте для магазинных кукол необычные костюмы. Придумайте вместе с ребенком свою сказку и покажите друзьям и родственникам домашнее представление.
Когда малыш немного подрастет, начинайте приобщать его к искусству.
Ходите в театры и музеи, слушайте разную музыку и обязательно много читайте. Чтение не только расширит словарный запас ребенка, но и поможет ему развить фантазию и стать разносторонне развитым человеком.
Берите с собой ребенка в поездки по стране и за границей.
Стремитесь наполнить окружающее ребёнка пространство разнообразными, новыми для ребёнка предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
Наберитесь терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишайте ребёнка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;
Заинтересуйте ребёнка творческой игрой, но не заставлять его играть;
Старайтесь не делать обидных замечаний, не обижать ребёнка в игре;
Для маленьких детей нужно оживить игру сказкой или рассказом;
Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы он мог покувыркаться, попрыгать от восторга;
Обязательно начинайте с задач посильных или с более простых их частей (успех в самом начале – важное условие).
Не подавляйте ребенка, не подгоняйте его под стандартные рамки и стереотипы.
Дети весьма непосредственны и видят вещи под совсем другим углом. Общайтесь с ребенком, позвольте ему самому определить круг интересов и жизненных приоритетов. Будьте советчиком, наставником, другом, но ни в коем случае не диктатором и ограничителем его мышления.
В каждом человеке есть потенциал и скрытые способности.
Присмотритесь к своему ребенку, определите, что он любит больше всего и чем увлекается. Один с детства хорошо рисует, у другого отличный музыкальный слух. Эти способности необходимо развивать. Запишите малыша в соответствующий кружок или наймите ему репетитора.
Однако, невзирая на советы педагогов и психологов, многие из родителей делают всё возможное, чтобы создать ребёнку ненормальные условия, в которых деформируется психика ребёнка, в частности подавляется, коверкается творческая потребность.
Если ребёнка ругают - он начинает бояться, а страх - это главный враг творчества. Страх сделать что-то не так, страх самовыражения. Любите своего ребёнка, помогайте ему самостоятельно искать свой путь в жизни, не навязывайте готовых взрослых решений и всегда принимайте его таким, какой он есть.
Многие дети, демонстрируя родителям свои достижения (придуманные истории, стихи, поделки, рисунки, аппликации и т.п.), смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось», «У меня, наверное, все неправильно». Иногда такие оценки соответствуют истине, но часто за ними скрывается совсем другое. Ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но сам снижает впечатление от нее, надеясь, что взрослый все отметит и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание.
Нельзя научить тому, чем сам не владеешь. Пробуйте вместе с ребенком «проигрывать» предложенные вами сюжеты и убедитесь в том, что вы сами – человек творческий, нестандартный, увлекающийся (как нет детей без воображения, так и нет взрослых без творческих порывов).
В самых разных ситуациях спрашивайте: «А что, если...?» Предлагайте на рассмотрение темы типа:
«Что случится, если в детском саду не будет воспитателей?» или «Представь, что ты пишешь сказку «Колобок». Какие изменения ты бы внес в сюжет?». Принимайте и высоко оценивайте любые ответы – от простых и реальных до самых фантастических и завиральных.
Нельзя вырастить творческую личность, не изменив собственный привычный уклад жизни. Живите ярко и насыщенно, постоянно развивайтесь и самосовершенствуйтесь. Такая атмосфера весьма плодотворно влияет на развитие творческой личности.
Заботливые родители надеются на то, что их малыш вырастет успешным человеком, лидером. Они радуются маленьким победам своего ребенка, с гордостью рассказывают друзьям и знакомым, какой талантливый и умный их малыш и насколько легко ему все удается. При этом каждый ребенок является талантливым. Но чтобы раскрыть его талант, необходимо вырастить по-настоящему цельную личность. Для этого нужно приложить немалые усилия.
Здравствуйте, Екатерина Рамазановна!
ОтветитьУдалитьВот снова Вы радуете нас отличным материалом по развитию творческих способностей ребенка. Вы очень ответственно и серьёзно относитесь к подаче материала. Спасибо.
Этот материал несомненно поможет родителям избежать многих ошибок.
Ирина Валерьевна, добрый вечер! Спасибо за отзыв! Для меня эта информация стала полезной. Как же хочется не совершать ошибок, оказывать “созидательное” влияние на детей и помогать им развивать вложенные в них таланты.
Удалить