1/24/2020

Консультация для родителей

Формирование здорового образа жизни у дошкольников


Дошкольный возраст - это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук и ног, исчезают лишние движения, которые ребенок делал раньше. В этом возрасте дети овладевают, всеми видами основных движений таких, как ходьба, бег, лазание, метание, бросание, прыжки.

Возраст от 5 до 7 лет - наиболее благоприятный период формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой выработки у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью, является у него потребности в здоровом образе жизни.                                 

Осуществление оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников будет эффективным если:

- у дошкольников сформированы знания об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности;

- педагоги в доступной форме доносят иформацию дошкольникам об основах здорового образа жизни и формируют на этой базе эмоционально-положительное отношения к данному процессу;

- организовано сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного взаимодействия.

В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. 

Эффективной системой оздоровительной работы с детьми является комплексное решение как медико-оздоровительных, так и психолого- педагогических задач, что достигается сочетанием лечебно-профилактического, физкультурного и образовательного направлений в следующих организационных формах:

 

- регулирование двигательной активности;

- овладение основами гигиенической культуры;

- профилактика заболеваний и травматизма, соблюдение мер безопасности;

- формирование элементарных знаний о человеческом организме.

 

Учитывая возрастные особенности детей, работа по их оздоровлению подразделяется на три этапа:

 

1 этап - двигательная активность и физическое развитие детей;

2 этап - основы безопасности жизни и здоровья детей; 

3 этап - валеология и здоровье детей. 

На данных этапах оздоровительной работы с детьми решаются следующие задачи: 

 

Оздоровительные:

- сохранять и укреплять здоровье детей;

- формировать правильную осанку и развивать все группы мышц;

- содействовать профилактике плоскостопия.

 

Образовательные:

- развивать двигательные способности детей и физические качества;

- формировать умения и навыки правильного выполнения движений.

 

Воспитательные:

- воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физкультурой и самостоятельной двигательной деятельности;

- воспитывать чувство уверенности в себе.

 

В целях повышения безопасности детей необходимо дать им знания и навыки поведения на дорогах, в транспорте, обучить их адекватным действиям при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций. Говоря о здоровье детей, его сохранении и укреплении, педагоги и медицинские работники часто забывают о том, как важно научить ребенка самому беречь свое здоровье. Быть здоровым, в понимании детей среднего дошкольного возраста, значит «не болеть». Что значит чувствовать себя здоровым и быть здоровым, они объяснить еще не могут. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее большинство (78% из 20 опрошенных в группе детей) отвечают: нужно не простужаться, не есть мороженного, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов следует, что дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды. 

                                                                                                                         

Для реализации вышеизложенных целей необходимо:

- дать детям систему знаний об общепринятых человеком нормах поведения;

- помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, транспорте;

- развивать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение;

- развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, обогащать словарь;

- проводить мониторинг результатов работы;

     - учить детей нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

    

     При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.                                                                    

Формирование отношения к здоровью как величайшей ценности жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Наличие этой потребности позволяет решать важнейшие психологическую и социальную задачи - становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

    

В оздоровительную работу по валеологическому воспитанию (наука о здоровье) включены направления:

- ознакомление детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, доступных для изучения и наблюдения;

- ознакомление детей с основами первой помощи при травмах;

- закрепление знаний безопасности поведения в различных ситуациях;

- приобретение навыков ухода за органами тела;

- приобретение навыков сохранения и укрепления осанки;

- приобретение навыков здорового питания.

 


Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее идет его развитие. Кроме того, ребенок может осуществлять непрерывную деятельность в течение 12 - 15 минут, после чего необходим отдых или смена деятельности. А вынужденную статическую позу ребенок старшего возраста может сохранять в течение 3 - 4 минут, после чего необходима ее смена. Исходя из этого, проводя учебные занятия, важно организовать детей так, чтобы их динамическая поза во время занятия менялась на всем его протяжении - дети сидят за столом, полукругом на стульях, на ковре и т.д. Также во время занятий необходимы разнообразные формы организации - дети работают в паре, индивидуально и коллективно. Кроме того, учитывая небольшую протяженность непрерывной деятельности детей, во время занятий проводятся физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме занятия. 

 

 

Ежедневная организация пальчиковых игр позволяет удовлетворить потребность в движении не только крупных мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх предлагайте детям выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, платочками и т.д. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.

Таким образом, забота об удовлетворении двигательной активности во время занятий и в свободной деятельности – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта ребенка.

 

 

Используемые источники: http://sud-dszolul.ru/innovaczionnye-podxody/vospitanie-potrebnosti-zdorovogo-obraza-zhizni.html;

 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/19/sistema-raboty-po-formirovaniyu-u-detey-potrebnosti-k-zdorovomu-obrazu.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...