6/05/2021

Советы логопеда

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи



Уважаемые родители будущих первоклассников!

Ознакомьтесь со статьей опытного учителя - логопеда, Камышовой Натальи Николаевны. Ее советы помогут вам в профилактике нарушений устной и письменной речи.

Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье.

Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий.

В дошкольном возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые в дальнейшем могут привести к нарушения письменной речи – дисграфии:

·         недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может в дальнейшем привести к акустической дисграфии, поэтому при нормальном речевом развитии ребенок должен различать «на слух» все звуки речи;

·         дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены могут в дальнейшем привести к артикуляционно - акустической дисграфии;

·         недостаточная сформированность простых видов фонематического анализа слов является предпосылкой дисграфии на основе несформированности языкового анализа и синтеза;

·         несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза может в дальнейшем привести к оптической дисграфии;

·         недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев рук будущего первоклассника будет влиять на темп письма и почерк, а также появлению специфических ошибок на фоне общей усталости руки.

Вышеперечисленные предпосылки учитывались при составлении рекомендаций, т.к. работа по профилактике нарушений речи должна осуществляться в комплексе по различным направлениям.

Рекомендации для родителей:

Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д.:

Упражнения:

- Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

- Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

- Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

- Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т. д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

- Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама, кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).

- Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка.

Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:

1.     Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

2.     Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.

3.     Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»

4.     Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова, связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

5.     Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.

6.     Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.

7.     Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).

8.     Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)

9.     Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.

10. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

11. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

12. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

Развитие зрительно-пространственных представлений

Упражнения:

1.     «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

2.     Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

3.     На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.

4.     «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

5.   Предложите ребенку сложить по образцу какой - либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

6.  «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

7.     «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить, чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.

8.     «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

 

Развитие мелкой моторики

Виды заданий:

Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:

1.     «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Пример игры: «Апельсин»
Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы:
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,
Это долька для улитки,
Это долька для чижа,
Ну, а волку – кожура.

2.     Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.

3.     Раскрашивание изображений и рисование.

4.     Собирание мелкого конструктора и мозаики.

5.     Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.

6.     Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.

7.     Лепка из пластилина и глины.

8.     Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

9. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.

10.  Вышивание.


Консультацию подготовила: 

учитель - логопед Камышова Наталья Николаевна

20 комментариев:

  1. Спасибо за полезную информацию, она будет полезна родителям, ведь сейчас так много деток с дефектами речи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, к сожалению это так. Благодаря нашим учителям - логопеда, своевоеменная помощь деткам оказывается. И родителям важно помнить, что только в сотрудничестве с педагогами и закреплением упражнений дома, мы можем помочь ребятам расстаться с речевыми сложностями.

      Удалить
  2. Спасибо большое за полезную информацию.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, действительно, сейчас очень много детей с отклонениями в речевом развитии и многие родители списывают всё на возраст, пол ребенка. Часто можно слышать, у меня же мальчик, они позже развиваются. К специалистам обращаются перед поступлением в школу,теряют драгоценное время. Такие консультации нужно доводить до сведения родителей, начиная с 1 мл.группы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер!
      Антонина Васильевна, спасибо вам за отзыв и ценный совет! ☘️🌼☘️

      Удалить
  4. Часто родители полагаются на детский сад, думая, что там все исправят и беспокоиться не о чем.
    В детском саду родители не присутствуют на занятии. Поэтому очень важно показывать родителям как надо заниматься дома, на какие тонкости надо обратить внимание, выполняя то или иное упражнение. В логопедической работе важно вовлечение, постоянное участие родителей в выполнении тех или иных рекомендациях, домашних заданиях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Николаевна, как чётко и верно вы все описали!
      Спасибо Вам!

      Удалить
  5. Спасибо большое готовая консультация для родителей и нам очень большая помощь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Элина Дмитриевна, я очень рада, что смогла немного вам помочь! Наталья Николаевна, как раз, готовила эту консультацию для родителей наших выпускников. Консультация - напутствие.

      Удалить
  6. Очень актуально в настоящее время.На сегодняшний день это большая проблема.Только в тандеме с логопедами , их рекомендациями , можно помочь детям говорить правильно.Спасибо вам.

    ОтветитьУдалить
  7. Ответы
    1. Надежда Ивановна, спасибо! Наталья Николаевна человек своего дела! Замечательная консультация!

      Удалить
  8. Спасибо вам большое, Екатерина Рамазановна💐💐💐
    Очень интересно 👏👏👍👍

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анаит Альбертовна, рада стараться! Скоро буду брать советы у вас - у начинающего, творческого и грамотного логопеда! 🌞

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...