12 мая 2021 г.

Скоро в школу


Консультация " Готовность ребёнка к школе"



Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста.          С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности.  В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.       Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор (физическая, психологическая, речевая, социальная, интеллектуальная), хотя уровень их развития может быть разными.

Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически и состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

Психологическая готовность ребенка к школе означает наличие желания учиться, умения внимательно слушать взрослого.

Социальная готовность ребёнка к школе подразумевает, что ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми, должен адекватно реагировать на замечания взрослых и сверстников.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе означает наличие у него определённых знаний, соответствующих возрасту, развитие памяти, речи, мышления, любознательности. 

Речевая готовность ребёнка к школе предполагает сформированность звуковой стороны речи, фонематических процессов, грамматического строя речи, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.




Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.


Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. 

1) Внимание

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

2) Математика

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

•Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3) Память

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление

•Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

•Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

5) Мелкая моторика

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.



Советы родителям по подготовке ребенка к школе:

1. Не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую.

2. Уделяйте больше внимания схематичному рисованию предметов, штриховке.

3. Уделяйте больше внимания чтению ребёнку на ночь, тем самым вы развиваете у ребёнка умение слушать взрослого.

4. Развивайте у ребёнка мелкие мышцы руки: перекладывание мелких игрушек  пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.

5. Упражняйте ребёнка в делении слов на слоги (хлопки).

6. Особое внимание следует уделить развитию умения пересказать любимую сказку, рассказ или сочинять собственную.

Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!


Использованная литература:

1.Гуткина Н. Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 – 235 с.

2. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с.

3.Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

32 комментария:

  1. Ответы
    1. Ксения Геннадьевна, я очень рада, что информация оказалась полезной)
      Спасибо за отзыв!

      Удалить
  2. Екатерина Рамазановна. Спасибо за информацию для родителей. Эта очень полезная для них информация.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Николаевна, спасибо за Ваш отзыв! Если информация полезна, значит не зря была проделана работа)

      Удалить
  3. Большое спасибо! Прекрасно подобранный материал!

    ОтветитьУдалить
  4. Екатерина Рамазановна, спасибо за консультацию! Очень полезная информация, для родителей будущих первоклассников!

    ОтветитьУдалить
  5. Екатерина Рамазановна, спасибо за консультацию! Очень полезная информация, для родителей будущих первоклассников!

    ОтветитьУдалить
  6. Екатерина Рамазановна, спасибо за консультацию! Очень полезная информация, для родителей будущих первоклассников!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Андреевна, спасибо Вам за отзыв! Очень приятно, что консультация оказалась полезной!

      Удалить
  7. Спасибо Вам Екатерина Ромазановна.Ваши советы очень полезные и грамотные.Информация очень познавательная и нужная в воспитании детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Спасибо Вам за отзыв!
      Очень рада, что информация оказалась полезной.

      Удалить
  8. После такой подготовки и в первый класс не страшно....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Васильевна, спасибо)
      Надеемся, что так и будет!

      Удалить
  9. Спасибо большое за интересную консультацию очень полезная информация

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Элина Дмитриевна, благодарю Вас за добрый отзыв!

      Удалить
  10. Спасибо большое за очень интересный,познавательный материал!

    ОтветитьУдалить
  11. Очень интересно, позновательно и понятно.Спасибо большое!!!

    ОтветитьУдалить
  12. Очень интересный материал. Большая помощь родителям))

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо, Вам всё подробно объяснили!👍👍👍👍

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо Вам, за Ваш труд. За то, что изо дня в день Вы каждому из своих воспитанников дарите частичку себя .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Александровна, спасибо Вам за эти добрые слова! 🌷🌷🌷

      Удалить
  15. Спасибо за консультацию, очень актуально для нас в этом году.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Викторовна, спасибо! Здорово, что пост оказался полезным! Я рада, что он нашёл столько откликов у родителей.

      Удалить
  16. Спасибо, очень полезная информация!

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо) очень полезная и познавательная информация! Теперь не страшно идти в школу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас! Рада, что информация оказалась полезной!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...