9/14/2022

Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни

Добрый день!
Дошкольный возраст - это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук и ног, исчезают лишние движения, которые ребенок делал раньше. В этом возрасте дети овладевают, всеми видами основных движений таких, как ходьба, бег, лазание, метание, бросание, прыжки.
Возраст от 5 до 7 лет - наиболее благоприятный период формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой выработки у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью, является у него потребности в здоровом образе жизни.
Осуществление оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников будет эффективным если:
  • у дошкольников сформированы знания об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности;
  • педагоги в доступной форме доносят информацию дошкольникам об основах здорового образа жизни и формируют на этой базе эмоционально-положительное отношения к данному процессу;
  • организовано сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного взаимодействия.
В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей.
Эффективной системой оздоровительной работы с детьми является комплексное решение как медико-оздоровительных, так и психолого- педагогических задач, что достигается сочетанием лечебно-профилактического, физкультурного и образовательного направлений в следующих организационных формах:
  • регулирование двигательной активности;
  • овладение основами гигиенической культуры;
  • профилактика заболеваний и травматизма, соблюдение мер безопасности;
  • формирование элементарных знаний о человеческом организме.
Учитывая возрастные особенности детей, работа по их оздоровлению подразделяется на три этапа:
1 этап - двигательная активность и физическое развитие детей;
2 этап - основы безопасности жизни и здоровья детей;
3 этап - валеология и здоровье детей.
На данных этапах оздоровительной работы с детьми решаются следующие задачи:

Оздоровительные:

  • сохранять и укреплять здоровье детей;
  • формировать правильную осанку и развивать все группы мышц;
  • содействовать профилактике плоскостопия.

Образовательные:

  • развивать двигательные способности детей и физические качества;
  • формировать умения и навыки правильного выполнения движений.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физкультурой и самостоятельной двигательной деятельности;
  • воспитывать чувство уверенности в себе.
В целях повышения безопасности детей необходимо дать им знания и навыки поведения на дорогах, в транспорте, обучить их адекватным действиям при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций. Говоря о здоровье детей, его сохранении и укреплении, педагоги и медицинские работники часто забывают о том, как важно научить ребенка самому беречь свое здоровье. Быть здоровым, в понимании детей среднего дошкольного возраста, значит «не болеть». Что значит чувствовать себя здоровым и быть здоровым, они объяснить еще не могут. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее большинство (78% из 20 опрошенных в группе детей) отвечают: нужно не простужаться, не есть мороженного, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов следует, что дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды.
Для реализации вышеизложенных целей необходимо:
  • дать детям систему знаний об общепринятых человеком нормах поведения;
  • помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, транспорте;
  • развивать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение;
  • развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, обогащать словарь;
  • проводить мониторинг результатов работы;
  • учить детей нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.
Формирование отношения к здоровью как величайшей ценности жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Наличие этой потребности позволяет решать важнейшие психологическую и социальную задачи - становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
В оздоровительную работу по валеологическому  (наука о здоровье) воспитанию включены направления:
  • ознакомление детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, доступных для изучения и наблюдения;
  • ознакомление детей с основами первой помощи при травмах;
  • закрепление знаний безопасности поведения в различных ситуациях;
  • приобретение навыков ухода за органами тела;
  • приобретение навыков сохранения и укрепления осанки;
  • приобретение навыков здорового питания.
Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее идет его развитие. Кроме того, ребенок может осуществлять непрерывную деятельность в течение 12 - 15 минут, после чего необходим отдых или смена деятельности. А вынужденную статическую позу ребенок старшего возраста может сохранять в течение 3 - 4 минут, после чего необходима ее смена. Исходя из этого, проводя учебные занятия, важно организовать детей так, чтобы их динамическая поза во время занятия менялась на всем его протяжении - дети сидят за столом, полукругом на стульях, на ковре и т.д. Также во время занятий необходимы разнообразные формы организации - дети работают в паре, индивидуально и коллективно. Кроме того, учитывая небольшую протяженность непрерывной деятельности детей, во время занятий проводятся физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме занятия.
Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни
Ежедневная организация пальчиковых игр позволяет удовлетворить потребность в движении не только крупных мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх предлагайте детям выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, платочками и т.д. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
Таким образом, забота об удовлетворении двигательной активности во время занятий и в свободной деятельности – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта ребенка.

Используемые источники: http://sud-dszolul.ru/innovaczionnye-podxody/vospitanie-potrebnosti-zdorovogo-obraza-zhizni.html;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/19/sistema-raboty-po-formirovaniyu-u-detey-potrebnosti-k-zdorovomu-obrazu. 

 

15 комментариев:

  1. Спасибо большое 💐
    Очень интересно 👍💐

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна что именно прогресс в развитии движений в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.👍👏👏👏

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже понравилось это высказывание! Благодарю за отзыв!

      Удалить
  3. Спасибо большое за предоставленную информацию!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо нашему педагогическому коллективу за то, что закладывают фундамент здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью нашим воспитанникам!
    Благодарю за отзыв, Татьяна Николаевна!

    ОтветитьУдалить
  5. Екатерина Рамазановна с интересом прочитала Ваш пост.
    Важно помнить, что ребенок воспитывается не только в условиях д/с, но и главным образом в семье. А семья играет главную роль в воспитании полноценного, здорового
    и всесторонне развитого ребенка. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своим детям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антонина Васильевна, спасибо, что поделились своим мнением! Я его полностью поддерживаю!

      Удалить
  6. Очень интересно спасибо большое

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...