10/03/2022

Формирование интереса и любви к художественной литературе у дошкольников

 Добрый день, уважаемые читатели блога!


Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.
Задача взрослого - открыть ребенку то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребенка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, как искусством, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм , видеофильмов и компьютерных игр. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как - то исправить положение вещей.
Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка - бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие) открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.
В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму.
Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это чувство.
Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.

Как читать:

  • в спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором;
  • выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша;
  • показывайте ребенку картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ;
  • демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:

Русские народные сказки:

"Заюшкина избушка", "Мужик и медведь", "Лиса и журавль", "Заяц-хваста", "Хвосты", "Лиса и кувшин", "Журавль и цапля", "Лисичка со скалочкой", "Кот и лиса", "Волк и семеро козлят", "Петушок - Золотой гребешок", "Маша и Медведь", "Храбрый баран", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Зимовье", "Лиса и козел".

Авторские сказки:

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Н. Носов «Приключения Незнайки».

Стихотворения:

А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.

Произведения о природе:

Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Произведения зарубежных авторов:

Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» и т.д.
Формирование интереса и любви к художественной литературе

Благодарю за внимание!

18 комментариев:

  1. Необходимо увлечь ребенка чтением в дошкольном возрасте, "подружить" с книгой! Полезная статья, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, спасибо! Поддерживаю вас! Во взрослом возрасте это не всегда удаётся.

      Удалить
  2. Согласна, что надо найти такой вариант, который понравится ребенку. Главное - надо читать с ребёнком побольше книг.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Николаевна, спасибо, что поделились своим мнением! Полностью согласна!

      Удалить
  3. Спасибо за список литературы! Остаётся только брать и читать: каждый день с пользой для ума и души.

    ОтветитьУдалить
  4. Екатерина Рамазановна , спасибо вам большое 💐💐💐
    Очень интересно и познавательно💐

    ОтветитьУдалить
  5. Информация полезная, спасибо)

    ОтветитьУдалить
  6. В современном мире гаджеты вытеснили книги, надеюсь что ваши статьи заставят задуматься родителей о важности и необходимости чтения книг.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...