11/11/2022

Организация профилактической оздоровительной деятельности в рамках укрепления здоровья дошкольника

Добрый день, уважаемые читатели!

В нашем дошкольном учреждении был проведен семинар-практикум для педагогов «Организация профилактической оздоровительной деятельности в рамках укрепления здоровья дошкольника». Подготовила и провела его Жанна Валентиновна Бойкова, инструктор по физической культуре высшей категории. Данная информация и материалы могут пригодиться и вам, в вашей работе и жизни в целом. Приятного просмотра!
Народная мудрость гласит: “Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости”.
Задача сохранения и укрепления здоровья дошкольника была, есть и остается приоритетной. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. Другими словами, ключевой задачей реформы системы дошкольного образования в России является раскрытие творческого потенциала ребенка, формирование и раскрытие его неповторимой индивидуальности, воспитание толерантной, нравственно здоровой личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Педагогами создаются все необходимые условия, обеспечивающие благоприятные психологические условия образовательной среды, используются различные формы, методы, здоровье сберегающие технологии, адекватные возрастным возможностям и особенностям детей, учитывающие индивидуальные особенности развития воспитанников.
Одной из годовых задач нашего детского сада является формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физической культуре и спорту детей, родителей и педагогов через реализацию здоровье сберегающих технологий.
А сейчас я предлагаю начать деловую игру
-Мы все знаем, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности ребенка –игра. Учитывая эту особенность развития детей, ФГОС ДО выделяет основную форму взаимодействия с ребенком –игровую. Так как мы работаем непосредственно с детьми дошкольного возраста, предлагаю провести педсовет в форме деловой игры.

Сегодня мы отправимся в путешествие в удивительную страну здоровья где живут только здоровые люди.
-Как вы думаете каких людей можно назвать здоровыми?
Деление на команды. Найди товарища
Найди себе товарищей, у которых тоже такое же настроение сегодня как у вас.
Подумайте кого бы вы хотели пригласить пригласите.
Раскройте понятие «Здоровье сберегающее пространство в детском саду»
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду. Поэтому мы, как педагоги, обязаны обращать внимание на создание здоровьесберегающего пространства в дошкольных учреждениях.
Успешность организации здоровьесберегающей развивающей среды в первую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от личности педагога, его умения моделировать свои знания с окружающим. Одним из направлений, предусмотренным здоровьесберегающей технологией в ДОУ, является строгое соблюдение режима дня в соответствии с гигиеническими требованиями.
Выдвижение идей:
Какие формы организации здоровье сберегающего пространства в детском саду помогут оптимизировать оздоровительную работу в детском саду.
Задание “Фактор здоровья”
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50% зависит от собственного образа жизни, на 15% - от окружающей среды, на 15% - от наследственности и на 10 % - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.

Сейчас вы постараетесь определить, от каких факторов зависит здоровье ребёнка. (Команды на мольбертах записывают факторы здоровья, затем сравнивают). Чья команда больше факторов назовёт, та получает жетон.
Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д. Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные “киты”, на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения. Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Назовите их, пожалуйста? (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т.д.
Задание “Педагогическая эстафета”. Чья команда больше предложит оздоровительных упражнений
На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровье сберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровье сбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения ЗОЖ;
- коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 минут с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение.
Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Игровые занятия «Быть здоровыми хотим!» – система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни. Внедрение занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволит повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку; способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения.
Коррекционные технологии
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности). Широко используют музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изо-деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.). Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку используют перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться
Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читают, но и обсуждают с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Сейчас мы с вами проведем упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? И обоснуйте ответ и что вы поставили на 1 место.
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.
Практическая часть.
Педагогам предлагается выполнить коррегирующие упражнения сидя на стульях, пройти по дорожке «здоровья», выполнить упражнение «собери грибочки», «поймай рыбку».
Задание “Мастер-класс”
Изготовить дорожку «Ёжик» для каждой группы.

Подведение итогов деловой игры
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду большое внимание уделяется созданию здоровьесберегающего пространства. Создание предметно пространственной среды в ДОУ помогут отыскать область своих интересов раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с современным спортивным оборудованием. На территории детского сада имеются спортивные площадки (дуги, мишени для попадания в цель, гимнастическое бревно, гимнастическая стенка). Все группу детского сада оснащены традиционным и нетрадиционным оборудованием, игрушками, пособиями, аудиосредствами, настольными играми, конструкторами и спортивным оборудованием. Для развития физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудован уголок здоровья. В этих зонах имеются мячи скакалки кегли, игры на развитие мелкой моторики и физкультурное оборудование, сделанное руками воспитателей (картотеки подвижных игр, подвижные игры, оздоровительные дорожки массажные коврики.

34 комментария:

  1. Очень интересные задания, не только для детей, но и для взрослых 👍. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, Елена Петровна! Жанна Валентиновна профессионал в своём деле! Умеет заинтересовать и детей и взрослых.

      Удалить
  2. Задача сохранения и укрепления здоровья дошкольника была, есть и остается приоритетной, 👍согласна с каждым вашим словом! Вы умничка, победа в конкурсе будет ваша!!! Я в вас верю 🥰🥰🥰🥰Удачи 💐💐💐

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо вам огромное! Ваши слова и поддержка окрыляют!

      Удалить
  3. Отличный семинар-практикум! Спасибо!
    Удачи в конкурсе! 🤞

    ОтветитьУдалить
  4. Екатерина Рамазановна, спасибо за передачу вашего опыта ,который поможет мне в моей работе.🌼

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо вам за отзыв! Уверена, что Жанна Валентиновна прочтёт все комментарии и ей будет очень приятно, что информация была полезна не только нашему педагогическому коллективу, но и родителям, и всем читателям!

      Удалить
  5. Как всегда - ваша информация интересная и полезная!
    Удачи...
    У вас все получится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю вас, Анжелика Григорьевна! Спасибо, что верите в меня) С таким дружным коллективом точно все получится!

      Удалить
  6. Екатерина Рамазановна, спасибо за полезную статью, здоровье действительно важно как для взрослых, так и для детей.Обязательно воспользуюсь предложенными профилактическими методами🌞

    ОтветитьУдалить
  7. Отличная организация оздоровительной работы как с педагогами, так и с детьми! Спасибо, Екатерина Рамазановна, у Вас затронуты актуальные темы!

    ОтветитьУдалить
  8. Участвовать в семинаре было очень интересно.. много полезной информации не только для нас взрослых , но и для детей..Спасибо 👍

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инга Ивановна, спасибо за отзыв! Жанна Валентиновна, как всегда, провела семинар на высшем уровне !

      Удалить
  9. Суханова Юлия11 ноября 2022 г. в 19:28

    Спасибо, Катерина Рамазановна, очень важно чтобы дети были крепкими и здоровыми, комплексный подход в этом направлении обязателен😊

    ОтветитьУдалить
  10. Очень много информации для оздоровления не только детей,но и взрослых Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  11. Интересно и очень полезно, хорошо что можно почитать и получить нужную и полезную информацию

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо💐, очень полезная информация

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо Екатерина Рамазановна. Семинар был интересный и полезный для детей и взрослых.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за ответ! Спасибо нашей Жанне Валентиновне!

      Удалить
  14. Спасибо вам большое , Екатерина Рамазановна 💐💐💐
    Очень интересная публикация 👍💐

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анаит Альбертовна, спасибо! Я очень рада, что статья имеет большой отклик!

      Удалить
  15. Спасибо за интересные и полезные советы!

    ОтветитьУдалить
  16. Екатерина Рамазанова, но настолько интересно👍 продолжайте нас радовать своими публикациями🙋🏻‍♀️👍

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Александровна, спасибо вам! Ваши отзывы мотивируют на дальнейшую деятельность! Спасибо!🌿🌹🌿

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...