Как отучить ребенка использовать ненормативную лексику?
За последнюю неделю мы с напарницей заметили, что
некоторые из наших воспитанников (а это только средняя группа) начали говорить матерные
слова. Это, конечно, очень огорчило нас, но в то же время мы понимаем, что
оградить от "грязных" слов детей, живущих в современном мире,
становится все сложнее. Печально и то, что некоторым приходится слышать
подобные слова дома из уст своих родителей и близких людей. Если взрослый
говорит, то можно и мне.
Так как в течении дня подобные вопросы
приходится решать нам, воспитателям, я решила поглубже исследовать этот вопрос.
Как же отучить наших детей от ненормативной лексики и как правильно реагировать
на происходящее? Об этом следующая статья учителя - логопеда, Ржевской Светланы
Ивановны. Для меня она оказалась полезной. Возможно, кому - то еще пригодится.
Делюсь)
"Речь современного человека иногда
поражает обилием, так называемой, ненормативной лексики, каких-то жаргонных
слов, уродливых иноязычных заимствований. Нецензурная лексика, или мат, стал
частью нашей культуры, и подчас уже не вызывает ни неодобрения, ни возмущения.
И бесполезно тешить себя иллюзиями, что вы сможете оградить своего ребенка от
мата. Даже если он растет в культурнейшей семье, где ненормативная лексика -
абсолютное табу, защитить от нее детские уши невозможно. Как только ребенок
вступает в контакт с реальной жизнью, подцепить эту «заразу» он может где
угодно: на детской площадке, на прогулке в парке, в детском саду, на переменке в
школе, в общественном транспорте, по телевизору, да просто бездумно читая все,
что написано на стенах и заборах. В нашем современном обществе, как это не
печально, мат стал почти естественным и неотделимым от обычной речи. Но это не
значит, что стоит махнуть рукой - мол, все теперь так говорят. Или понадеяться
на то, что «само пройдет».
Термин "ненормативная лексика"
можно понимать как обозначение того разряда слов и выражений, употребление
которых в речи нарушает нормы общественной морали, общепринятые в данном
социуме представления о приличии/неприличии. В этот разряд слов и выражений
входят лексико - фразеологические единицы из "внелитературной" сферы
русского национального языка (т.е. они находятся вне сферы действия норм
литературного языка): из просторечия, жаргонов, территориальных диалектов.
Необходимо внести определенность в
восприятие и общественную оценку понятия и употребления термина
"обсценная" и "табуированная" лексика. Речь идет о так
называемом мате. Жесткий запрет на
публичное употребление обсценной лексики и фразеологии, идеографически и
семантически связанное с запретной темой секса, сексуальной сферы, вообще
"телесного низа", сложился у восточных славян - предков русских,
украинцев, белорусов - еще в языческую эпоху как прочная традиция народной
культуры и строго поддерживался и поддерживается православной церковью на
протяжении 1000 лет. Так что данное табу имеет в русском народе давнюю
традицию, освященную не одним тысячелетием.
В последние годы серьезно возросла
активность обсценной лексики и фразеологии в разговорной речи, в условиях
межличностной коммуникации при неформальном общении (речевая манера,
сопровождаемая актуализацией мата, охватывает все более широкие группы
населения), а также и в речи книжной, преимущественно в СМИ (в печати и в
электронных СМИ, в кинофильмах), в устной публичной речи политического
характера, в художественной литературе.
Как с горечью заключает Виктор Астафьев
по поводу широчайшего распространения в современной речи мата, "мерзость
теперь окружает нас почти повсеместно. С ней встречаешься уже не только в
подворотнях, но порой и на высоких собраниях"
А. П. Чехов так характеризовал черты личности человека, который употребляет бранные слова: "Злость, душевная нечистота, стремление осквернить".
Один из известнейших духовных писателей
епископ Тихон Задонский очень точно сказал о воздействии ненормативной лексики
на человека: "Сквернословие – это яд, убивающий душу. Яд – и для того, кто
говорит; яд – и для того, кто слушает".
Мы забываем, что слово – это реальность!
Существует прочная связь: если язык
человека примитивен, значит столь же примитивен уровень его мышления. А узкая,
примитивная лексика человека свидетельствует о столь же низком уровне его
развития.
Но всё должно иметь меру: что-то приживается,
что-то отвергается.
Кажется, словечко – пустяк... Но капля
камень долбит не силой, а частым падением –древняя мудрость.
Как обстоят дела с ненормативной
лексикой у нас в школе?
Однажды ученые поставили эксперимент.
Они обругали воду отборным матом, после чего полили ею семена пшеницы. В
результате, из тех зерен, которые были политы водой с матом, взошли только 48%,
а семена, политые святой водой проросли на 93%. (Это доказывает то, что
произнося матерные слова мы несем проклятия в свою жизнь и жизнь тех людей, в
чей адрес они произносятся)
Почему дети используют мат?
Во-первых, берут пример со взрослых,
родителей, родственников, знакомых, которые являются для них авторитетом.
Во-вторых, дети бунтуют против того "как принято,
как надо". При этом матерные слова они употребляют осознанно, прекрасно
зная и понимая, что этого делать нельзя.
В-третьих, дети используют жаргон для
самоутверждения среди ровесников, из желания влиться в коллектив и стремления
казаться взрослее. Школьники, ругаясь, копируют манеру поведения
старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют
себя увереннее. Подростки, как могут, пытаются защититься от окружающего
враждебного, как им кажется, мира, а лучший способ защиты, как известно -
нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и
казаться сильнее.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
1. Постарайтесь, чтобы матерные слова не
звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.
2. Если бранное слово все-таки слетело с
уст ребенка, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали
и понаблюдайте, как будет реагировать ребенок. Если ребенок уже понимает смысл
сказанного, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и, не дождавшись
повторит провокацию или решит что слово обычное и в нем нет ничего, и, потеряв
интерес забудет о нем. Если же ребенок не ожидает никакой реакции, то, видимо,
слово это он просто где-то услышал и если не акцентировать на нем внимание, то
оно так же легко и отцепится.
3. Если ребенок сказал нецензурное слово
при посторонних, главное - сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться,
ведь вам и стыдно, и хочется оправдаться. Сделайте вид, что ничего страшного не
произошло, это лишь досадная случайность,
улыбнитесь и смените тему разговора. А потом, когда остынете, поговорите
с ребенком.
4. Если ребенок сам попросил вас
объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему что
это слово ругательное, расскажите о его значении, и о том, что его говорят,
когда хотят кого-то обидеть, по этому говорить его нельзя.
5. Если мат все-таки появился в детской
речи, поговорите с ребенком, спросите его что значат эти слова, пусть объяснит
значение. Возможно, он и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость
и попытаться преобразовать нецензурное слово до близкого по звучанию и значению
обычного слова, как бы поправляя ребенка. Если такой возможности нет, объясните
ребенку, что оно значит и скажите, что такие слова очень обидные.
6. Если ребенок кричит, злится и
проявляет агрессию, родители должны показать ребенку что они понимают и
принимают его чувства. Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо
научить ребенка, как реагировать, как проявлять негативные эмоции без грубых слов.
7. Если ребенок мотивирует свою речь
тем, что "все остальные тоже ругаются", попробуйте объяснить ребенку
что нецензурная лексика - это какая же зависимость как курение и алкоголь, и
как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас и это вовсе не
показатель взрослости, а обычная пагубная привычка.
ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ ?
Будьте последовательны, и если вы
говорите ребенку что нельзя ругаться матом, это значит, что всем нельзя, а не
только ему. Иначе придется ответить на вопрос "почему тебе можно, а мне
нельзя?"
Нельзя стыдить ребенка, тем более на
людях. Это может нанести ему тяжелую психологическую травму.
Не надо обобщать. Если вы хотите
отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное. Ведь то, что он сказал
плохое слово, еще не делает его плохим человеком.
Нельзя запретить ругаться, ничего не
объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к
положительному результату."
Здравствуйте, Екатерина. Отличная статья. Думаю многим родителям пригодится. Возьмут на заметку.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Анна!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Буду рада, если эта информация окажется полезной.
Здравствуйте, Екатерина Рамазановна! Рада знакомству с Вашим блогом и становлюсь постоянным читателем! Блог нравится, нахожу много для себя интересного. Удачи вам в конкурсе!!!)))
ОтветитьУдалитьДобрый день, Елена Валентиновна!
УдалитьСпасибо за Ваш отзыв!
И я искренне желаю Вам удачи в Конкурсе!)
Здравствуйте, Екатерина. Тема, действительно, очень актуальная. Лаконично и доступно описаны и основные причины употребления детьми непристойных слов и выражений, и рекомендации для родителей. Один из предложенных способов обязательно подойдёт, чтобы отучить ребёнка говорить подобные слова, хотя это и потребует последовательности, большого терпения и педагогического такта, что очень важно.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Антонина Васильевна!
УдалитьСпасибо за отклик!
Для нас особо актуальна, так как столкнулись с такой проблемой. Терпение и мудрость в решении подобных вопросов необходимы.
Спасибо)
Здравствуйте, Катерина!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за полезную статью! Для родителей и педагогов очень актуально!
Добрый день, Наталья!
УдалитьСпасибо! Действительно, я очень рада, что данная статья оказалась полезной.
Теперь надо начать действовать в соответствии с изложенными рекомендациями. С завтрашнего дня начну))
Здравствуйте, Екатерина Рамазановна. Сейчас сплошь и рядом можно слышать от детей "грязную" речь. Родители обвиняют в этом всех и вся, но за собой не замечают, как и что они говорят при детях. Очень полезная статья. Надеюсь, что кто-то из взрослых задумается о своем поведении.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Тамара Степановна!
УдалитьСпасибо! Это верно. Как и не замечают того, что смотрят при детях. Порой такие вопросы слышишь от ребят, что диву даешься...
Я тоже надеюсь что кто-то задумается.
Здравствуйте, Екатерина Рамазановна. Очень полезный пост!Эта проблема мне знакома, столкнулась, у подготовишек. Сейчас у меня малыши, но думаю консультация для родителей будет совсем не лишней по этому поводу.
ОтветитьУдалитьОльга Валерьевна, доброй ночи!
УдалитьСпасибо за отзыв!
Я сама не думала, что услышу подобные слова от детей 4-х лет. С подготовишками я еще была готова к этому, все таки дети постарше)
Видимо, в наше время, со 2-ой младшей группы надо говорить об этом) Для профилактики)
Здравствуйте Екатерина Рамазановна! Очень понравился Ваш пост. Тема действительно актуальна и очень часто (к сожалению) приходится с этим сталкиваться. Беру на заметку! отличная консультация для родителей и не только! Спасибо!
ОтветитьУдалитьДобрый вечер!
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам, дорогая Ирина Вадимовна!)
Мне очень важно ваше мнение! Рада, что консультация пригодилась)